Тема 1 Налоговая система РФ: сущность, функции и принципы построения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 1 Налоговая система РФ: сущность, функции и принципы построения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налоговая система государства – это совокупность налогов и сборов, взимаемых в стране; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; методов исчисления и взимания; форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Говоря про сущность и виды налоговых систем, первым делом приведем ключевые термины, которые будут фигурировать в этой статье.

Налоги — невозвратные, безвозмездные, обязательные для населения и юридических лиц, регулярно собираемые платежи, которые взыскиваются только правомочными на то государственными учреждениями в целях пополнения финансовых ресурсов определенного государства.

Налоговая система — общая совокупность налоговых сборов, которые взимаются с налогоплательщиков согласно статьям Налогового Кодекса определенного государства. Это система, обязательно урегулированная правовыми нормами, главное предназначение которой — установление и сбор налогов.

Налоговый Кодекс (НК) — в Российской Федерации является основным законодательным актом, касающимся налогообложения. Состоит из двух частей — основной, регламентирующей наиболее общие принципы построения налоговой системы, и специальной, устанавливающей основы взаимодействия государства и налогоплательщика по определенным налоговым сборам.

Основой любого вида налоговой системы будут именно сборы и налоги. С ее помощью правовое государство может в полной мере реализовать свои функции как по управлению финансовым трафиком, так и всей своей экономикой в целом. В России налоговая система регулируется НК и Конституцией. Как и во многих других федеративных государствах, она трехуровневая — состоящая из федеральных, региональных и местных налогов.

Как лучше выбрать систему налогообложения

  1. ОСНО.

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

Налог на прибыль

10 или 18% (с 01.01.2019 — 20%) от суммы наценки в зависимости от вида товаров

Ставка зависит от вида продукции

Налог на имущество

Ставка устанавливается региональными властями

Ставка зависит от вида ископаемых

Транспортный налог

Ставка устанавливается региональными властями и зависит от мощности ТС

Водный налог

Ставка зависит от вида водного объекта

Критерии оценки налоговых систем

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов . Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности . Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Федеральные налоги и сборы

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом.

К федеральным налогам и сборам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. единый социальный налог;
  5. налог на прибыль организаций;
  6. налог на добычу полезных ископаемых;
  7. налог на наследование или дарение;
  8. водный налог;
  9. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  10. государственная пошлина.

Принципы построения налоговой системы в РФ

Рассказывая про понятия и виды налоговых систем, нельзя не отметить принципы построения таковой структуры конкретно для РФ. Они сформированы в НК нашего государства:

  • Обязанность каждого лица уплачивать справедливо установленные налоговые сборы.
  • Налогообложение в РФ характеризует всеобщность и равенство.
  • Налоги не имеют права быть дискриминационными — по национальному, религиозному, расовому и иному критерию.
  • Налоговые ставки не зависят от гражданства лица, формы его собственности, источников капитала.
  • Налоги не могут быть произвольными.
  • Налоги не должны создавать препятствия для свободной экономической деятельности, осуществляемой в рамках закона.
  • Никто не обязан уплачивать налоги в ином размере или порядке, чем то определено НК государства.
  • Законодательные акты о налогообложении должны быть написаны понятным и доступным для граждан языком.
  • Все неясности, туманные определения налогового законодательства толкуются в пользу плательщика налогов.

Становление и развитие современной налоговой системы РФ

Действующая в настоящее время система налогообложения Российской Федерации была введена в 1991–1992 гг. Проводившаяся налоговая реформа обусловлена необходимостью экономических преобразований, что потребовало разработки абсолютно новой налоговой политики. Одним из ее элементов стала попытка внедрения налогового регулирования как наиболее действенного инструмента общей системы регулирования развивающихся рыночных отношений. 27.12.1991 г. был принят Закон РФ № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который действовал до 01.01.2005 г. С 01.01.2005 г. должна была вступить в силу новая редакция, которая фактически не действовала в связи с отменой этого документа. Закон определил общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Читайте также:  Облагается ли НДФЛ компенсация при увольнении по соглашению сторон?

Законом РФ № 2118-1 с 01.01.1992 г. введено 39 налогов, которые были объединены в три группы:

а) федеральные налоги (15 налогов);
б) налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов (3 налога);
в) местные налоги (21 налог).

В 1990-е гг. шло становление налоговой системы. На практике было сложно исчислять и уплачивать налоги в соответствии с установленными нормами. В нормативные документы вносились постоянные коррективы, одни налоги отменялись, другие вводились. Нередко вновь вводимые положения распространялись на прошедшие периоды и тем самым ухудшали финансовое состояние организаций. Существуют 23 редакции Закона РФ № 2118-1, последняя была принята 11.11.2003 г. Согласно этой редакции по состоянию на 01.01.2004 г. на территории РФ действовали 23 налога: 15 федеральных, 4 налога субъектов Федерации, 4 местных налога.

Необходимость реформирования сложившейся налоговой системы России была очевидной. С целью обеспечения стабильности налоговой системы приступили к разработке налогового кодекса. 31.07.1998 г. принят Федеральный закон № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации распространялось на правоотношения с 01.01.1999 г.

Определение термина и признаки

Определение налога и сбора есть в ст. 8 НК РФ, однако надо понимать, что оно достаточно формализовано в целях законодательного регулирования.

Итак, законодатель выделяет следующие характерные черты обсуждаемого термина:

  • обязательность (императивность) для всех субъектов, для которых он установлен;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • устанавливается для организаций и физических лиц;
  • заключается в отчуждении денежных средств, принадлежащих на праве собственности, праве хозяйственного или оперативного управления (для государственных, муниципальных учреждений) денежных средств;
  • цель отчуждения — обеспечение деятельности государства или муниципального образования.

Критерии качества налоговых систем

Мы разобрали функции и виды налоговой системы государства. Перейдем к критериям ее качества:

  • Сбалансированность госбюджета — обеспечение казны государства запланированным объемом денежных средств, которые необходимы для осуществления его функций, определенных законодательством.
  • Устойчивое состояние экономики — при проведении определенной налоговой политики должен наблюдаться рост производства, развитие отраслей хозяйства и регионов страны.
  • Стабильные цены — соотношение «прямые-косвенные налоги» должно обеспечивать устойчивость цен и не допускать повышения уровня инфляции.
  • Эффективность социальной политики — система налогов не должна ухудшать уровень жизни граждан, особенно социально незащищенных слоев.
  • Должный уровень информированности населения — налогоплательщики должны четко знать, когда, где и в каком объеме они должны отправлять свои платежи государству.

Понятие «налоговая система»

Ведущую роль в мобилизации средств в бюджеты различных уровней играют налоги, которые формируют финансовую базу для реализации государством своих функций и задач.

Налоги являются обязательными безвозмездными целевыми платежами юридических и физических лиц в бюджет определенного уровня в размерах и в сроки, которые установлены законом.

Совокупность установленных в стране налогов, сборов и платежей, принципов и методов их установления, изменения или отмены, а также действий, обеспечивающих их уплату, контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства формируют национальную налоговую систему.

Следует отметить, что в научной среде отсутствует единый подход к пониманию сущности налоговой системы. В табл. 1 представлены различные определения налоговой системы отечественных исследователей.

Таблица 1 – Основные определения понятия «налоговая система»

Автор Определение Источник
Погодина И. В. Налоговая система – это, во-первых, совокупность существующих в данный момент в данном государстве существенных условий налогообложения; во-вторых, совокупность налоговых принципов, форм и методов их уплаты, а также применяемых мер по обеспечению их уплаты. Погодина, И. В. Налоговая система: теория и тенденции развития : учеб. пособие / И. В. Погодина, А. С. Бакаева, Н. В. Аверин ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. ‒ Владимир : Изд-во ВлГУ, 2017. ‒ 88 с.
Борисов А. Б. Налоговая система – совокупность взаимосвязанных налогов, сборов, пошлин, взимаемых в государстве, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. – 2-е издание переработанное и дополненное. – М.: Книжный мир, 2007. – 860 с.
Лазурина О. М. Налоговая система представляет собой совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих общую задачу – изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государства и административно-территориальных образований. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под общей редакцией к.э.н., доцента Лазуриной О. М. – Ярославль: МФЮА, 2014. – 220 с.
Черник Д. Г. Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны, а также форм и методов их построения. Черник, Д. Г. Основы налоговой системы : учебник / Д. Г. Черник, А. П. Починок, В. П. Морозов. – 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ЮНИТИ, 2000. – 511 с.
Денисенко Л. В. Налоговая система – закрепленная в налоговом законодательстве система налоговых форм и видов налоговых платежей, элементов, принципов и методов налогообложения, а также прав, обязанностей и ответственности субъектов налоговых отношений (налогоплательщиков, налоговых агентов, органов, осуществляющих налоговый контроль и управление налоговым процессом). Денисенко, Л. В. Налоговая система Российской Федерации : практикум / Л. В. Денисенко. – Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2013. – 148 с.
Караваева И. В. 1. С позиции экономической теории налоговая система – это система экономических отношений между государством, с одной стороны, и его гражданами и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, по поводу перераспределения части ВВП в пользу государства. 2. С правовой позиции налоговая система объединяет две органично связанных составляющих: систему налоговых платежей и налоговый механизм. Система налоговых платежей — это совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных приравненных к налогам платежей, взимаемых на всей территории государства, либо ее отдельных территориальных образований в порядке, утвержденным налоговым законодательством. Налоговый механизм – объединяет совокупность всех средств и методов начисления, взимания и распределения налоговых доходов по бюджетным уровням в соответствии с действующим налоговым законодательством. Караваева, И .В. Налоги в мировой экономике: Учебное пособие / И.В. Караваева. – М.: МАКС Пресс, 2011. – 136 с.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь Налоговая система – совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Колл. авторов ; Под общ. ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 1168 с.
Читайте также:  Порядок увольнения военнослужащих по ОШМ, выплаты

Налоговая система — это… (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

Еще по теме 10.2. Основные понятия налоговой системы:

  1. 21.4. Налоговая система понятие налога и налоговой системы; исходные принципы построения налоговой системы; функции и классификация налогов; организация налоговой службы
  2. Глава 3. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Их взимания.

Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал указанное выше понятие. Это понятие используется в теории и по сей день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины — но в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам; что же касается таможенных пошлин , в прежние времена считавшихся институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, — то по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к мнению о принадлежности их сугубо к отрасли таможенного права .

Основой налоговой системы являются налоги и сборы . С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Ключевые тенденции развития налоговых систем

Оптимальный набор характеристик, к которому в идеале стремится каждая налоговая система, следующий:

  • Снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей.
  • Упрощение налогового законодательства.
  • Замена налогов для предприятий на ренту от эксплуатации и переработки природных богатств.
  • Повышение доли прямых и уменьшение объема косвенных налогов.
  • Развитие так называемого налогового федерализма — разграничение и распределение налогов между уровнями всей бюджетной системы государства.
  • Построение налоговой политики, зависящей только от объективных условий, задаваемых экономикой.
  • Повышение уровня налоговой культуры населения.
  • Стремление к идеальному равенству налогообложения путем сглаживания налоговых льгот.
  • Совершенствование системы контроля и наказания налоговых правонарушений.
  • Построение налоговой системы, быстро адаптирующейся к смене экономического положения в стране.

Критерии оценки налоговых систем

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов . Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности . Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Основные понятия системы налогообложения

Среди ключевых понятий системы налогообложения выделяют следующие: налог, сбор, пошлина, парифискалитет, прямые и косвенные налоги, налогообложение дивидендов, налоговые полномочия, налоговая политика, кейнсианская налоговая политика, налоговая политика экономики предложения, налоговое бремя, полная налоговая ставка и другие.

Определение 1

Налоги – это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, которые взимаются с физических и юридических лиц установленными органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.

Среди самых важных характеристик налоговых платежей принято выделять следующие:

  1. Законодательная основа, которая представляет собой налог в виде того платежа, который устанавливается в пределах законодательства.
  2. Обязательность, которая обязывает граждан платить налоги. Обязательность уплаты налогов базируется на возможности принуждения со стороны государства.
  3. Индивидуальная безвозмездность налогового платежа свидетельствует о том, что факт уплаты налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершать какие-то действия, к примеру, предоставлять товары или услуги конкретному налогоплательщику. В итоге возмездность налоговых отношений всё-таки появляется, т.к. государство предоставляет собственным гражданам конкретный список государственных услуг. Тем не менее в каждом конкретном случае уплаты налога данная возмездность отсутствует.
  4. Взимание налогов происходит в пользу субъектов публичной власти – в государственную казну, местные бюджеты государственные внебюджетные фонды и пр. В этой связи, необходимо отметить, что только тот платёж, который поступает в бюджет или государственный внебюджетный фонд правильно называть налогом. В случае, если платёж удовлетворяет приведённым условиям, то он поступает не в пользу институтов публичной власти, соответственно не считается налогов, а называется парафискалитет.

Важно отметить, что не все платежи, которые взимаются с граждан и юридических лиц на основе обязательности и индивидуальной безвозмездности, можно по праву называть налогами.

Виды налогов зарубежных стран

Налоговые системы разных стран основаны на различных комбинациях прямых и косвенных налогов с физических лиц и налогов с юридических лиц, резидентских и территориальных налогов.

Существует определённая система деления налогов, к примеру, по методу установления, в соответствии с этой категорией они делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги состоят из подоходно-поимущественных налогов, иными словами, те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, на основе значения их величины и собственно объекта налогообложения, расчёта налоговой базы и применения к ней налоговой ставки. Их название связано с тем, что налогоплательщик сам, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство выставляет требование уплатить эти налоги тем налогоплательщикам, которых оно предполагало обложить данным налогом. Это свидетельствует о том, что при введении прямых налогов государство не предполагает, что данным налогом будут обременены сторонние лица от налогоплательщиков. По факту при прямом налогообложении именно налогоплательщики берёт на себя обязанность уплачивать налоги.

С исторической точки зрения деление прямых налогов на личные и реальные сформировалось достаточно давно, однако уже в XIX в. такое деление считалось неактуальным. Но, стоит заметить, что даже в современной экономической литературе подобного рода деление встречается по сей день.

Определение 3

Личные налоги – это подоходные налоги на доходы с физических лиц и налог на прибыль с организаций.

Определение 4

Реальные налоги – это налоги на имущество, которые представляют собой обложение гипотетического дохода конкретного человека на основе оценки стоимости его имущества.

Стоит отметить, что прямое налогообложение в основном ориентируется на процесс получения доходы, при этом косвенное налогообложение более связано с процессом расходования полученных средств. В связи с этим косвенные налоги по факт можно считать налогами на потребление. Своё название они получили из-за того, что при их введении государство заведомо опирается на то, что индивид, который облагается этими налогами, переложит их на третье лицо, иными словами, конечным носителем бремени налогов этого вида будет не то лицо, которое является по законодательству налогоплательщиком.

Замечание 2

Косвенные налоги взимаются в качестве надбавки к цене реализации товара и зачастую их называют налогами на товары и услуги.

Косвенными налогами являются НДС, акцизы, налоги с продаж, таможенные пошлины и некоторые иные налоги на товары и услуги.

Примечательно, что разделение налогов на прямые и косвенные имеет однозначный вид, однако это только на первый взгляд, поскольку в некоторых странах эти категории трактуются достаточно своеобразно.

Пример 4

В Канаде налог с продаж относится к категории прямых налогов согласно с решением Верховного суда данной страны.

Наличие или отсутствие целевого режима расходования средств, полученных с помощью налогов, определяет разницу между общими налогами и целевыми.

Определение 5

Общие налоги – это налоги, которые согласно действующему законодательству зачисляются в бюджет с целью покрытия его общих расходов.

Налоги данной категории не имеют целевого назначения. В налоговых системах экономически развитых стран и большей части развивающихся практически все налоги относятся к данной группе налогов.

Целевые налоги отличаются от общих тем, что они вводятся с целью финансирования конкретной категории расходов и зачисляются чаще всего не в бюджет, а во внебюджетные или целевые бюджетные фонды. Данный режим даёт возможность следить за целевым использованием указанных средств.

Субъект налогообложения-налогоплательщик определяет вид налога: с физических лиц или с юридических. Примечательно, что в отношении налоговых систем большинства зарубежных стран данное деление является весьма условным. Это происходит в основном из-за того, что понятие «физическое лицо» в налоговых системах экономически развитых стран практически не используется. В качестве его аналога выступает термины «индивиды», «лица» или иное. Также стоит отметить, что и понятие юридических лиц используется довольно редко, поскольку налоговое законодательство зарубежных стран применяет конкретный перечень, к примеру, корпорации, акционерные общества, партнёрства и пр.

Замечание 3

Далее в тексте будут использоваться термины «физические» и «юридические» лица, которые упростят описание рассматриваемых явлений, однако воспринимать их следует с учётом сделанных оговорок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *