Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Ежегодно ФНС определяет перечень предприятий — объектов выездных проверок будущего года. Одной из причин, «благодаря» которой в организацию могут прийти налоговики с проверкой, является низкая фискальная нагрузка.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Что такое безопасная доля вычетов по НДС.

Плательщик НДС рассчитывает свой налог в таком порядке:

  • Начисляет налог при реализации товаров, работ и услуг, а также при проведении других облагаемых операций,

  • Уменьшает начисленную сумму за счет вычетов.

Доля вычетов — это соотношение начисленного и вычитаемого налога, ниже приведем формулу и пример расчета.

Одновременно с налогоплательщиком долю рассчитывает ФНС. Только плательщик рассчитывает свою индивидуальную долю, а ФНС определяет средний показатель по каждому региону. Этот показатель считается безопасной долей вычетов по НДС.

Превышение безопасного показателя несет риски для налогоплательщика. Само по себе превышение не станет причиной налоговой проверки, но послужит дополнительным весомым плюсом в ее пользу. В случае превышения безопасного значения можно предпринять две меры:

  • Снизить сумму своих вычетов. Для этого часть вычетов по счетам-фактурам поставщиков перенести на следующий квартал.

  • Оставить все как есть, но заранее заготовить пояснение на случай запроса ФНС.

Есть ли усредненный безопасный процент вычетов по НДС

Налоговики при отборе налогоплательщиков на комиссионное рассмотрение обращают внимание на тех, у кого низкая налоговая нагрузка. Согласно письму ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 одним из признаков подозрительно низкой налоговой нагрузки является значение выше 89%, определенного как безопасный лимит вычетов по НДС.

Однако письмом Минфина от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183 помянутое выше фискальное распоряжение было отменено. Но налоговики могут проверить по формуле, превышает ли ваш удельный вес вычетов по НДС процент безопасности 89. Если да, то они будут более тщательно выискивать другие признаки минимизации налогов.

Чтобы снизить все риски, налогоплательщику перед сдачей декларации следует как посчитать безопасный вычет по НДС, так и сравнить его с пределом по региону и с 89%.

Что представляет из себя безопасная доля вычета по НДС

Следует отметить, что в налоговом законодательстве не существует такого понятия, как безопасная доля вычета.

Тем не менее, и налоговые работники и обычные налогоплательщики активно пользуются этим понятием.

Задача налоговой инспекции собрать с налогоплательщиков как можно больше платежей в бюджет, поскольку налоги это элемент его основы, то, за счет чего происходит функционирование государства. Поэтому законодатель допускает, что компания или предприниматель могут нести достаточно большие расходы, но ограничивает их долю определенным процентом. Получается, что и государству хорошо и у бизнеса есть место для маневра.

Если безопасная доля вычета соблюдена, то у налоговой инспекции вопросов не возникнет.

Таблица вычетов по различным регионам

Данные по безопасной доле вычетов касаются 85 регионов нашей страны. Для каждого региона установлен свой процент вычетов, которые не рекомендуется превышать. Приведем последние официальные данные по некоторым регионам в таблице.

Читайте также:  Губернаторские выплаты на детей в 2023 году: что нового в Омске
Регион Безопасная доля вычета, %
Центральный федеральный округ
Владимирская область 85,2
Ивановская область 92,6
Московская область 90,4
Северо — западный федеральный округ
Архангельская область 82,1
Калининградская область 62,9
Ленинградская область 81,7
Ненецкий АО 121,1

Таблицы, размещенные в интернете, в целом достаточно объемные. Данные обычно приводятся в сравнении с предыдущими периодами. В большинстве случаев безопасный коридор по вычетам варьируется от 80% до 100%. Самая низкая доля вычетов возможна на Байконуре. Там этот показатель составляет 57,9%.

Удельный вес безопасных вычетов в разрезе регионов

Коэффициенты вычета по НДС в 2020 году на 3 квартал по регионам:

Регион 3 квартал 2020 года,%
Белгородская область 91,75
Брянская область 88,64
Владимирская область 85,77
Воронежская область 92,81
Ивановская область 92,48
Калужская область 89,91
Костромская область 86,16
Курская область 90,79
Липецкая область 105,57
Московская область 89,17
Орловская область 92,64
Рязанская область 83,89
Смоленская область 94,64
Тамбовская область 97,22
Тверская область 89,70
Тульская область 97,46
Ярославская область 89,93
город Москва 88,03
Республика Карелия 76,75
Республика Коми 76,46
Архангельская область 83,01
Вологодская область 99,28
Калининградская область 60,32
Ленинградская область 86,97
Мурманская область 103,16
Новгородская область 95,14
Псковская область 88,13
город Санкт-Петербург 87,72
Ненецкий АО 141,47
Республика Дагестан 84,6
Республика Ингушетия 94,28
Кабардино-Балкарская Республика 91,93
Карачаево-Черкесская Республика 92,28
Республика Северная Осетия – Алания 89,52
Чеченская Республика 100,46
Ставропольский край 88,85
Республика Адыгея 86,34
Республика Калмыкия 83,19
Республика Крым 86,41
Краснодарский край 90,62
Астраханская область 64,48
Волгоградская область 88,29
Ростовская область 92,86
город Севастополь 81,32
Республика Башкортостан 89,40
Республика Марий Эл 87,10
Республика Мордовия 93,06
Республика Татарстан 87,51
Удмуртская Республика 79,45
Чувашская Республика 84,29
Кировская область 87,58
Нижегородская область 88,31
Оренбургская область 69,87
Пензенская область 91,08
Пермский край 80,90
Самарская область 83,17
Саратовская область 83,64
Ульяновская область 90,81
Курганская область 86,08
Свердловская область 91,52
Тюменская область 84,61
Челябинская область 90,71
Ханты-Мансийский АО – Югра 57,04
Ямало-Hенецкий АО 62,88
Республика Алтай 91,79
Республика Тыва 77,21
Республика Хакасия 90,05
Алтайский край 89,74
Забайкальский край 87,43
Красноярский край 79,62
Иркутская область 77,25
Кемеровская область 89,42
Новосибирская область 89,75
Омская область 88,67
Томская область 76,76
Республика Бурятия 91,55
Республика Саха (Якутия) 90,09
Приморский край 93,45
Хабаровский край 92,26
Амурская область 127,26
Камчатский край 89,80
Магаданская область 98,81
Сахалинская область 97,24
Еврейская автономная область 90,94
Чукотский АО 115,52
Байконур 71,50

Как рассчитать безопасную долю вычетов

Как рассчитать безопасную долю, зависит от способа, который использует ваша инспекция. ФНС официально не обнародовала методику расчета безопасной доли вычетов. Поэтому самый безопасный вариант рассчитать долю так же, как налоговики, – выяснить в своей инспекции, какой способ она применяет.

На практике инспекторы на местах используют один из двух способов.

Первый способ налоговиков – сравнивать долю по компании с 89 процентами. Тогда компания считает свой показатель по формуле:

Доля вычетов по организации

=

Все вычеты за год
(строка 190 раздела 3 деклараций)

:

Весь начисленный НДС
за год
(строка 118 раздела 3 декларации)

×

100

Как будет с 1 января 2023 года

Компании и ИП из ювелирной сферы должны будут перейти на ОСНО. Их налоговая нагрузка увеличится:

  • Юрлица будут платить 20% налога на прибыль, 20% НДС и до 2,2% — на недвижимость, земельный участок и транспорт.
  • ИП придётся платить 20% НДС и НДФЛ по ставке 13–15%.

Сколько налогов может заплатить ИП с выручкой 5 млн рублей в год, если перейдёт с УСН на ОСНО?

  • НДС 20% — 1 млн рублей. Это налог со всей стоимости изделий, но на самом деле предприниматель обычно платит его только с наценки, потому что уменьшает исходящий НДС на входящий. А если за три месяца выручка предпринимателя меньше 2 млн, то НДС он может не платить — п.1 ст. 145 НК РФ.
  • НДФЛ 13% — 650 тыс. рублей. Итоговую сумму тоже можно снизить, если использовать профессиональные вычеты.

В следующем году бизнесу стоит обратить внимание на три ключевых момента: переход на ЕНП, дробление и обеление. Единый налоговый платеж передает в руки ФНС распределение средств. Главный минус схемы – возможные ошибки. Чтобы не возиться с задолженностью и не попадать на штрафы, за налоговиками придется перепроверять. К этому стоит подготовить бухгалтерию уже сейчас.

Что нужно сделать? Во-первых, изучить, как работает ЕНП. Во-вторых, провести с ФНС сверку. В-третьих, подготовиться к отлаживанию системы. В общем, не жалейте средств на апгрейд ПО, не удивляйтесь косякам со стороны налоговой и сообщайте о проблемах сразу же.

Читайте также:  О размере стандартного вычета по НДФЛ на ребенка-инвалида

Какие налоги повысятся с 2020 года?

На 2020 год запланировано повышение следующих налогов:

  • ЕНВД. Коэффициент К1 увеличится до 2,009. Это самое существенное повышение с 2015 г. С 2021 г. вмененка будет отменена на всей территории РФ. В Москве и области она не используется с 2014-го.
  • ПСН. Коэффициент-дефлятор К1 вырастет до 1,592 и приведет к росту стоимости патента на 4,9%.
  • Торговый сбор. Тот же К1 увеличится в данном случае до 1,382.

Все три вышеперечисленных сбора в среднем увеличатся на 4,9%.

  • Налог на имущество. Недвижимость юридических лиц будет облагаться от кадастровой стоимости, максимально приближенной к рынку. Ранее можно было платить налог с остаточной стоимости, которая была недостоверна. Сейчас точный перечень имущества, попадающего под налогообложение по кадастровой стоимости, утверждается местными властями. С 2020 года вступят в силу единые правила для всех.
  • НДФЛ. Ставка останется на прежнем уровне – 13%, но вырастет МРОТ до 12 130 руб. Это приведет к увеличению отчислений с зарплаты, которую придется поднять.
  • Страховые взносы. Их рост также обусловлен изменением МРОТ с 1 января 2020 г. и 10%-ным увеличением предельной базы по страховым взносам.
  • Взносы ИП за себя. Они вырастут на 10%: до 32 448 руб. в ПФР и до 8 426 руб. в ФОМС.
  • Акцизы. Их средний рост составит 10%. Повышение коснется акцизов на топливо, алкогольную и табачную продукцию.

Оправдана ли система налогообложения самозанятых?

Есть два мнения по поводу особого налогового режима для категории людей, работающих сами на себя. С одной стороны, граждане освобождаются от хлопот с регистрацией ИП и выплатами 13% подоходного налога. Но с другой стороны, эта категория людей не отягощает государство. Самозанятые не регистрируются в центре занятости, не устраивают митинги из-за отсутствия работы, им не нужно выплачивать пособия. Несправедливо облагать их деятельность налогом. Выгода от этого для государства минимальная, а результат очевиден – недовольство граждан.

В 2019 году налогообложение самозанятых официально в некоторых экономически благополучных объектах РФ: регионы-доноры и города-миллионники. Летом 2020 года налоговый сбор будет производиться во всех населенных пунктах России. Как ни странно, система оказался успешной. В 2019 году было зарегистрировано свыше 280 тыс. самозанятых, а ожидалось не более 200 тыс.

Официальная деятельность позволяет людям, работающим самим на себя, расширять клиентскую базу без боязни налоговых служб. Также можно получать помощь из госбюджета, в частности, льготные кредиты.

Но не все категориям самозанятых этот налог подходит. Он хорош для водителей такси, айтишников и частных преподавателей. А вот представителям сферы услуг, таких как маникюр, парикмахерская деятельность, ремонт обувь, домашняя выпечка, данный налоговый режим не понравился. Это обусловлено страхом роста объема требований и, соответственно, расходов. Стоит отметить, что больше половины зарегистрированных граждан, работающих сами на себя, находятся в Москве. Во всех других регионах их незначительное количество.

Формула расчёта налоговой нагрузки

При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки.

В уточненном варианте она может выглядеть так: НН = СнОг х 100% / СВг – НДС, где: НН – налоговая нагрузка; СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году; СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы. Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях. ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  1. налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  2. транспортный налог – 250 тыс. руб.
  3. налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  4. НДС – 1, 1 млн. руб.;
Читайте также:  Cрок исковой давности задолженности по алиментам

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса.

Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений. Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль. Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  1. для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.
  2. для торговых предприятий – менее 1%;

Ее вычисляют по такой формуле: ННп = Нп / (Др + Двн), где: ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль; Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации; Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли; Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.

Полученный результат умножается на 100%.

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога. Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

Налоговая нагрузка и рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) в 2021 году (за 2020 год)

Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ) опубликовала данные по налоговой нагрузке и рентабельности по видам экономической деятельности (по отраслям) за 2020 год. Эти показатели используются налоговой службой в 2021 году, в том числе и для выявления кандидатов для налоговой проверки.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ определены Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Суть этих критериев в том, что ФНС указывает 12 признаков, по которым налоговики определяют «подозрительных» налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки.

Среди указанных признаков указаны низкие Налоговая нагрузка или рентабельность, в сравнении со сложившимися показателями по видам экономической деятельности (по отраслям).

Налог на прибыль в 2022 году

Налог на прибыль в 2022 году зависит от следующих моментов:

Момент

Комментарий

Объект

Финансовый результат произведенной деятельности (в т.ч. коммерческой) — разница между доходами и расходами

Налогооблагаемая база

Превышение доходов над расходами в денежном выражении

Налоговый период

Календарный год

Ставки

Стандартная ставка 20% (3% — в федеральный бюджет, 17% — в региональный бюджет)

Исчисление платежа

Регламентирован гл. 25 НК

Правила уплаты

Авансы — ежемесячно или ежеквартально

За год — по окончании отчетного квартала

Сроки уплаты

Авансы — 28-е число месяца, идущего после отчетного периода

За год — 28 марта года, идущего за прошедшим календарным годом

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *