Правила парковки: как избежать штрафов и эвакуации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила парковки: как избежать штрафов и эвакуации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При выявлении нарушений правил остановки-стоянки, за которые Кодексом предусмотрено применение задержания транспортного средства, должностное лицо уполномоченного органа (ГИБДД, МАДИ), принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении и составляет протокол задержания транспортного средства.

Комментарий к ст. 12.19 КоАП

1. Непосредственным объектом правонарушения являются правила остановки и стоянки транспортных средств. Стоянка и остановка транспортных средств разрешается на правой стороне дороги, на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края или на тротуарах.

2. Объективная сторона правонарушения складывается из ряда противоправных действий: несоблюдение требований остановки или стоянки транспортных средств, остановка или стоянка транспортного средства на тротуаре, нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, остановка или стоянка транспортного средства в местах, отведенных для остановки транспортных средств инвалидов.

3. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.

4. Субъектом правонарушения по данной статье является водитель транспортного средства, нарушивший правила остановки или стоянки транспортных средств.

Можно ли избежать штрафа

Главный способ — следовать ПДД и не парковаться в неположенных местах.

Если вы оставили машину в неположенном месте и ушли, то увы — всё будет сделано без вашего участия. Но если вы находитесь в автомобиле, то есть варианты развития событий.

Бывают ситуации, когда человеку становится дурно. От этого никто не застрахован. Вы вправе остановиться даже в неположенном месте и «отдышаться». Выставите знак аварийной остановки. Если страж порядка уточнит, почему вы стоите в неположенном месте, скажите, что переутомились, и чтобы не подвергать угрозе других людей, решили на минуту остановиться. В этом случае ваши действия не могут быть квалифицированы как противозаконные, и вам удастся избежать штрафа. Не ссылайтесь на болезнь. Полиция предложит вызвать скорую, а ваш отказ будет понят как обман. Ориентируйтесь на усталость и переутомление.

Также эвакуация незаконна в случае, если автомобиль стоит без номеров. Однако если водитель специально укрывает номера, от штрафа его это не спасёт.

Статья КоАП Нарушение Наказание
12.9 ч.2 Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 20, но не более 40 километров в час 500 руб.
12.9 ч.3 Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 40, но не более 60 километров в час 1000 — 1500 руб.
12.9 ч.4 Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 60, но не более 80 километров в час 2000 — 2500 руб. или лишение прав на 4- 6 месяцев
12.9 ч.5 Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 80 километров в час 5000 руб. или лишение прав на 6 месяцев
12.9 ч.6 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.9 КоАП РФ 2000 — 2500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости)
12.9 ч.7 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 4 и 5 статьи 12.9 КоАП РФ Лишение прав на 12 месяцев или 5000 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости)

Пересечение железнодорожных путей

Статья КоАП Нарушение Наказание
12.10 ч.1 Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде 1000 руб. или Лишение права управления ТС на 3 — 6 месяцев
12.10 ч.2 Нарушение правил проезда через железнодорожные переезды, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 КоАП РФ 1000 руб.
12.10 ч.3 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.10 КоАП РФ Лишение прав на 12 месяцев

Вполне естественно, что каждому автолюбителю хочется припарковать свое ТС поближе к дому. Однако в ПДД нашей страны до сих пор нет четкого указания действий в данной ситуации.

Главные сведения, на основании которых, водитель может законно припарковать автомобиль, содержатся в санитарных нормах 2008 года.

  • Если Санэпиднадзор выполнил требования, относящиеся к устройству придомовых территорий, разрешается размещение не более 50 машин.
  • Расстояние от жилого здания до ближайшей к нему крайней точки стоянки должно превысить 10 метров. При этом величина парковки оговаривается отдельно. Ее территории должно хватить для 10 и более машин.

Помимо вышеперечисленных требований, существуют и другие, при соблюдении которых на парковку во дворе накладываются определенные ограничения:

  • Стоянка с заездом на газон — настоящий бич современных городов.
  • Нельзя оставлять во дворе транспортные средства, превышающие 3,5 тонны. Это правило не распространяется на территории, специально выделенные под парковку таких автомобилей.
  • Парковка машины около контейнера ТБО создаст препятствие для специализированной машины. Коммунальные службы не смогут вовремя выполнить свою работу и вывезти его. Наименьшее расстояние – больше 5 м для беспрепятственного маневра мусоровоза.
  • Нельзя стоять с работающим двигателем. Наиболее часто данное нарушение встречается зимой. Именно в это время года автолюбители вынуждены длительное время прогревать автомобиль, прежде чем покинуть дворовую территорию.
  • Любые инициативы водителя, касающиеся обустройства парковочного места, наказуемы. Шлагбаум, цепочка, столбики — незаконные сооружения.
  • Нельзя припарковаться на тротуаре, но есть отдельные места, где стоянка разрешена.
  • Если автомобиль загораживает проезд других ТС. Это может оказаться причиной, по которой Скорая помощь не сможет доехать до больного, а Пожарная машина — к месту пожара.

Нарушения правил остановки и стоянки, штрафы

Ниже приведен список нарушений правил остановки и стоянки ТС из главы 12 КоАП.

1. Остановка или стоянка ТС на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки, а также остановка или стоянка ТС на тротуаре, когда это запрещено: статья 12.19 часть 3: штраф 1000 рублей; задержание ТС (помещение на спецстоянку, ст. 27.13 ч. 1).

Это же нарушение, совершенное в Москве или Санкт-Петербурге: статья 12.19 часть 6: штраф 3000 рублей; задержание ТС (помещение на спецстоянку, ст. 27.13 ч. 1).

2. Остановка на проезжей части, повлекшая создание препятствий для движения других ТС, а также остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле: статья 12.19 часть 4: штраф 2000 рублей; задержание ТС (помещение на спецстоянку, ст. 27.13 ч. 1).

Это же нарушение, совершенное в Москве или Санкт-Петербурге: статья 12.19 часть 6: штраф 3000 рублей; задержание ТС (помещение на спецстоянку, ст. 27.13 ч. 1).

3. Остановка или стоянка в местах остановки маршрутных ТС или стоянки легковых такси либо ближе 15 метров от мест остановки маршрутных ТС или стоянки легковых такси, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частью 4 статьи 12.19 (выше по тексту, под номером 2): статья 12.19 часть 3.1: штраф 1000 рублей; задержание ТС (помещение на спецстоянку, ст. 27.13 ч. 1).

Это же нарушение, совершенное в Москве или Санкт-Петербурге: статья 12.19 часть 6: штраф 3000 рублей; задержание ТС (помещение на спецстоянку, ст. 27.13 ч. 1).

4. Остановка или стоянка на трамвайных путях либо остановка или стоянка далее первого ряда от края проезжей части, за исключением вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частью 4 статьи 12.19 (выше по тексту, под номером 2): статья 12.19 часть 3.2: штраф 1500 рублей; задержание ТС (помещение на спецстоянку, ст. 27.13 ч. 1).

Читайте также:  ФНС подготовила изменения формы расчета 6-НДФЛ с 2023 года

Это же нарушение, совершенное в Москве или Санкт-Петербурге: статья 12.19 часть 6: штраф 3000 рублей; задержание ТС (помещение на спецстоянку, ст. 27.13 ч. 1).

5. Остановка или стоянка в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов: статья 12.19 часть 2: штраф на водителя в размере 5000 рублей; задержание ТС (помещение на спецстоянку, ст. 27.13 ч. 1).

6. Остановка или стоянка на железнодорожном переезде: статья 12.10 часть 1: штраф 1000 рублей или лишение права управления ТС на срок от трех до шести месяцев.

Это же нарушение, совершенное повторно: статья 12.10 часть 3: лишение права управления ТС на срок один год.

7. Нарушения правил остановки или стоянки ТС, за исключением всех случаев, указанных выше (с 1-го по 6-й пункт): статья 12.19 часть 1: предупреждение или штраф 500 рублей.

Это же нарушение, совершенное в Москве или Санкт-Петербурге: статья 12.19 часть 5: штраф 2500 рублей.

Комментарий к статье 12.19 КоАП РФ

1. Объектами рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения. Статья состоит из четырех частей.

2. С объективной стороны комментируемое административное правонарушение выражается в нарушении правил остановки и стоянки, определенных разделом 12 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).

3. Часть 1 рассматриваемой статьи устанавливает ответственность в случае, если водитель в нарушение запрета (п. 12.4 Правил) осуществляет остановку на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, создавая при этом помехи движению трамвая; на мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними; на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними; на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении и др. Стоянка запрещается в местах, где запрещена остановка, а также вне населенных пунктов на проезжей части дороги, обозначенных знаком 2.1 (см. приложение 1 к Правилам дорожного движения) и ближе 50 м от железнодорожных переездов.

4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность водителей за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов.

5. По ч. 3 данной статьи водители несут ответственность за остановку или стоянку транспортных средств на пешеходном переходе (за исключением вынужденной остановки), а равно за нарушение правил остановки и стоянки на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов.

Пункт 12.2 Правил хотя и разрешает стоянку на тротуаре, но с условием, что это не будет препятствовать движению пешеходов. Под препятствием здесь следует понимать расположение транспортного средства на тротуаре, делающее невозможным проход пешеходов по тротуару и вынуждающее их выходить на проезжую часть дороги.

6. В ч. 4 рассматриваемой статьи предусмотрена ответственность за нарушение правил остановки и стоянки, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле. Под препятствием здесь следует понимать создание ситуации, затрудняющей, а порой и прекращающей процесс бесперебойного движения других транспортных средств (стоянка посередине дороги, стоянка на выезде с прилегающей территории и т.п.). Остановка и стоянка в тоннеле запрещены Правилами дорожного движения.

Учитывая опасность правонарушения, законодатель счел необходимым применять к нарушителям наряду со штрафом и такую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как задержание транспортного средства (см. ст. 27.13 Кодекса).

7. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются водители транспортных средств.

8. С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется прямым умыслом.

9. Дела о правонарушениях рассматривают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель, сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание (ст. 23.3).

Протоколы по указанным нарушениям составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Когда применяется эвакуация автомобиля

Эвакуация автомобиля представляет собой принудительную меру, призванную обеспечить производство по делу об административном правонарушении ПДД РФ.

В статье 27.13. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее Кодекса), данная мера именуется, как задержание транспортного средства.

В отличие от наказания, целью которого является пресечение правонарушения и «воздание нарушителю по делам его», эвакуация транспортного средства на специализированную площадку, есть ни что иное, как средство достижения указанной цели.

Закон разрешает применять эвакуацию автомобиля за нарушения правил остановки и стоянки в следующих случаях:

Cтатья 12.16., часть 4 Кодекса

несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, с назначением наказания в виде штрафа в размере 1500 рублей.

Фраза «Парковка» предусматривает участок для длительной стоянки транспорта, то есть подразумевается остановка более чем на 5 минут.

Неопытный автовладелец, может перепутать его с другими терминами из ПДД: стоянка и остановка.

Таблица 1. Сравнительная характеристика трёх ключевых фраз.

Парковка Стоянка Остановка
Здесь допускается оставить машину в нерабочем состоянии на продолжительный срок. Остановка, более чем на 5 минут. Намеренное прекращение движения для осуществления погрузо-разгрузочных действий.

Судебная практика по статье 12.19 КоАП РФ:

Решение Верховного суда: Определение N 2-АПГ16-26 от 20.02.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

Решение Верховного суда: Постановление N 31-АД13-6 от 16.12.2013 Судебная коллегия по административным делам, надзор

Решение Верховного суда: Постановление N 1-АД12-5 от 16.10.2012 Судебная коллегия по административным делам, надзор

Решение Верховного суда: Определение N 78-АПГ16-4 от 20.04.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

Решение Верховного суда: Определение N 93-АПГ16-6 от 16.11.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

Решение Верховного суда: Постановление N 1-АД13-2 от 20.05.2013 Судебная коллегия по административным делам, надзор

Решение Верховного суда: Определение N 57-АПГ16-8 от 01.03.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

Решение Верховного суда: Определение N 5-АПГ13-20 от 26.06.2013 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

Решение Верховного суда: Постановление N 8-АД13-3 от 12.04.2013 Судебная коллегия по административным делам, надзор

Решение Верховного суда: Определение N 11-АПГ17-5 от 24.05.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

  • Первая
  • «
  • Последняя

Комментарии к ст. 12.19 КОАП РФ


1. Объектами рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения. Статья состоит из четырех частей.

2. С объективной стороны комментируемое административное правонарушение выражается в нарушении правил остановки и стоянки, определенных разделом 12 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).

3. Часть 1 рассматриваемой статьи устанавливает ответственность в случае, если водитель в нарушение запрета (п. 12.4 Правил) осуществляет остановку на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, создавая при этом помехи движению трамвая; на мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними; на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними; на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении и др. Стоянка запрещается в местах, где запрещена остановка, а также вне населенных пунктов на проезжей части дороги, обозначенных знаком 2.1 (см. приложение 1 к Правилам дорожного движения) и ближе 50 м от железнодорожных переездов.

4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность водителей за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов.

5. По ч. 3 данной статьи водители несут ответственность за остановку или стоянку транспортных средств на пешеходном переходе (за исключением вынужденной остановки), а равно за нарушение правил остановки и стоянки на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов.

Пункт 12.2 Правил хотя и разрешает стоянку на тротуаре, но с условием, что это не будет препятствовать движению пешеходов. Под препятствием здесь следует понимать расположение транспортного средства на тротуаре, делающее невозможным проход пешеходов по тротуару и вынуждающее их выходить на проезжую часть дороги.

Читайте также:  «Можно ли изменить дату рождения ребенка?»

6. В ч. 4 рассматриваемой статьи предусмотрена ответственность за нарушение правил остановки и стоянки, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле. Под препятствием здесь следует понимать создание ситуации, затрудняющей, а порой и прекращающей процесс бесперебойного движения других транспортных средств (стоянка посередине дороги, стоянка на выезде с прилегающей территории и т.п.). Остановка и стоянка в тоннеле запрещены Правилами дорожного движения.

Учитывая опасность правонарушения, законодатель счел необходимым применять к нарушителям наряду со штрафом и такую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как задержание транспортного средства (см. ст. 27.13 Кодекса).

7. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются водители транспортных средств.

8. С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется прямым умыслом.

9. Дела о правонарушениях рассматривают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель, сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание (ст. 23.3).

Протоколы по указанным нарушениям составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Какие штрафы предусмотрены за нарушение остановки и стоянки

ПДД полностью посвящён правилам остановки и стоянки транспортных средств. Водителям необходимо придерживаться ряда требований:

  • Автомобиль может быть оставлен по правой стороне на обочине, а если она отсутствует, то на проезжей части, но не ближе 3 метров к разделяющей полосе сплошной линии (п. 12.1 ПДД).
  • Остановка и стоянка по левой стороне разрешена для дорог с одной полосой движения на территории населённых пунктов, участков с односторонним движением, при отсутствии трамвайных путей. Транспорт свыше 3.5 тонн может останавливаться, на левой стороне одностороннего движения, только для погрузки-разгрузки (п. 12.1 ПДД).
  • Ставить транспорт можно только в один ряд, параллельно краю (п. 12.2 ПДД). Исключение – двухколёсный транспорт без прицепа, такие средства допускается останавливать в два ряда.

Остановка вторым рядом – это парковка транспорта параллельно уже оставленному средству, то есть ближе к середине проезжей части. Законодатель ( КоАП РФ) запретил такой вариант, так как парковка вторым рядом может существенно помешать проезду по дороге, загородив полосу движения. Такой манёвр также перекроет путь автомобилю, который был припаркован ранее.

Юрист готов ответить на ваш вопрос!

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист. Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.

Законодательство РФ

    • Жилищный кодекс (ЖК РФ)
    • Налоговый кодекс (НК РФ)
    • Кодекс об административных правонарушениях ( КоАП РФ )
    • Гражданский процессуальный кодекс ( ГПК РФ )
    • Семейный кодекс ( СК РФ )
    • Уголовно-исполнительный кодекс ( УИК РФ )
    • Лесной кодекс ( ЛК РФ )
    • Водный кодекс ( ВК РФ )
    • Градостроительный кодекс ( ГрК РФ )
    • Бюджетный кодекс РФ
    • Земельный кодекс (ЗК РФ)
    • Таможенный кодекс РФ
    • Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ)
    • Уголовный кодекс (УК РФ)
    • Трудовой кодекс (ТК РФ)
    • Гражданский кодекс (ГК РФ)

    1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения.

    Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, носит общий характер и заключается в нарушении правил остановки или стоянки транспортных средств, причем следует заметить, что состав данного правонарушения формируется по остаточному принципу путем изъятия из него предмета правового регулирования иных норм настоящего Кодекса. Объективная сторона иных предусмотренных настоящей статьей деяний более конкретна и сводится к нарушению правил остановки и стоянки на отдельных участках дороги или иных объектах:

    — в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов;

    — на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, кроме случаев вынужденной остановки;

    — на тротуаре;

    — в местах остановки маршрутных транспортных средств или ближе 15 метров от мест их остановки, кроме случаев вынужденной остановки;

    — на трамвайных путях либо далее первого ряда от края проезжей части;

    — на проезжей части, при условии создания препятствий для движения других транспортных средств;

    — в тоннеле, где ограниченная видимость не позволяет водителю своевременно заметить стоящее транспортное средство, чем многократно увеличивается риск столкновения.

    Особое место в системе нарушений, предусмотренных настоящей статьей, занимает нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на территории городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.

    2. Субъектом деяний, регламентированных комментируемой статьей, являются водители транспортных средств, совершившие нарушения указанных в объективной стороне требований Правил дорожного движения. Следует заметить, что субъективная сторона характеризуется не только умышленной формой вины, но, как правило, речь идет только о прямом умысле.

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 13-П ч. 5 ст. 12.19 признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку установленное ей регулирование основано на объективных критериях и учитывает специфику дорожно-транспортной обстановки на территориях данных субъектов Российской Федерации как крупнейших городских населенных пунктов Российской Федерации.

    Часть 6 статьи 12.19 также признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку установленное ей регулирование основано на объективных критериях и учитывает специфику дорожно-транспортной обстановки на территориях данных субъектов Российской Федерации как крупнейших городских населенных пунктов Российской Федерации.

    1. Объектами рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения. Статья состоит из четырех частей.

    2. С объективной стороны комментируемое административное правонарушение выражается в нарушении правил остановки и стоянки, определенных разделом 12 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).

    3. Часть 1 рассматриваемой статьи устанавливает ответственность в случае, если водитель в нарушение запрета (п. 12.4 Правил) осуществляет остановку на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, создавая при этом помехи движению трамвая; на мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними; на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними; на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении и др. Стоянка запрещается в местах, где запрещена остановка, а также вне населенных пунктов на проезжей части дороги, обозначенных знаком 2.1 (см. приложение 1 к Правилам дорожного движения) и ближе 50 м от железнодорожных переездов.

    4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность водителей за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов.

    5. По ч. 3 данной статьи водители несут ответственность за остановку или стоянку транспортных средств на пешеходном переходе (за исключением вынужденной остановки), а равно за нарушение правил остановки и стоянки на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов.

    Пункт 12.2 Правил хотя и разрешает стоянку на тротуаре, но с условием, что это не будет препятствовать движению пешеходов. Под препятствием здесь следует понимать расположение транспортного средства на тротуаре, делающее невозможным проход пешеходов по тротуару и вынуждающее их выходить на проезжую часть дороги.

    6. В ч. 4 рассматриваемой статьи предусмотрена ответственность за нарушение правил остановки и стоянки, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле. Под препятствием здесь следует понимать создание ситуации, затрудняющей, а порой и прекращающей процесс бесперебойного движения других транспортных средств (стоянка посередине дороги, стоянка на выезде с прилегающей территории и т.п.). Остановка и стоянка в тоннеле запрещены Правилами дорожного движения.

    Учитывая опасность правонарушения, законодатель счел необходимым применять к нарушителям наряду со штрафом и такую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как задержание транспортного средства (см. ст. 27.13 Кодекса).

    7. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются водители транспортных средств.

    8. С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется прямым умыслом.

    9. Дела о правонарушениях рассматривают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель, сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание (ст. 23.3).

    Протоколы по указанным нарушениям составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

    • Эксплуатация ТС, номерные знаки, регистрация ТС, международные перевозки
    • Техническое состояние ТС, спецсигналы
    • Управление без прав, ремни безопасности
    • Состояние опьянения
    • Скоростной режим
    • Движение ТС, расположение на проезжей части, непредоставление преимущества, остановка и стоянка
    • Перевозка людей и грузов, буксировка, учебная езда
    • Причинение вреда здоровью
    • Невыполнение требований сотрудников полиции, обязанностей при ДТП
    • Прочие нарушения

    Комментарий к статье 12.19 КоАП РФ

    1. Непосредственным объектом правонарушения являются правила остановки и стоянки транспортных средств. Стоянка и остановка транспортных средств разрешается на правой стороне дороги, на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края или на тротуарах.

    2. Объективная сторона правонарушения складывается из ряда противоправных действий: несоблюдение требований остановки или стоянки транспортных средств, остановка или стоянка транспортного средства на тротуаре, нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, остановка или стоянка транспортного средства в местах, отведенных для остановки транспортных средств инвалидов.

    3. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.

    4. Субъектом правонарушения по данной статье является водитель транспортного средства, нарушивший правила остановки или стоянки транспортных средств.

    Другой комментарий к статье 12.19 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

    1. См. п. 3 комментария к ст. 12.15.

    О понятиях стоянки и остановки см. п. 2 комментария к ст. 12.10.

    2. Согласно п. 12.4, 12.5 Правил дорожного движения (п. 12.4 в ред. Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. N 595) остановка запрещается:

    — на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;

    — на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;

    — в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;

    — на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;

    — на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;

    — на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;

    — ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств);

    — в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов.

    Стоянка запрещается:

    — в местах, где запрещена остановка;

    — вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1;

    — ближе 50 м от железнодорожных переездов.

    Нарушение указанных правил остановки или стоянки квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи.

    3. Согласно п. 19.3 Правил дорожного движения при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни.

    4. В соответствии с п. 12.2 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. N 595) стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 5.15, с одной из табличек 7.6.2, 7.6.3, 7.6.6 — 7.6.9. Нарушение указанных требований водителем транспортного средства, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов, квалифицируется по ч. 3 комментируемой статьи.

    5. Согласно п. 12.2 Правил дорожного движения ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части, за исключением тех мест, конфигурация (местное уширение проезжей части) которых допускает иное расположение транспортных средств. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда. Нарушение указанных требований водителем транспортного средства, повлекшее создание препятствий для других транспортных средств, квалифицируется по ч. 4 комментируемой статьи.

    6. Остановка или стоянка на железнодорожном переезде квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.10 КоАП.

    7. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 5 комментария к ст. 12.12.

    8. О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных ч. 1 и 2 рассматриваемой статьи, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.

    Статья 12.19. КоАП РФ. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств

    1. Объектами рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения. Статья состоит из четырех частей.

    2. С объективной стороны комментируемое административное правонарушение выражается в нарушении правил остановки и стоянки, определенных разделом 12 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).

    3. Часть 1 рассматриваемой статьи устанавливает ответственность в случае, если водитель в нарушение запрета (п. 12.4 Правил) осуществляет остановку на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, создавая при этом помехи движению трамвая; на мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними; на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними; на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении и др. Стоянка запрещается в местах, где запрещена остановка, а также вне населенных пунктов на проезжей части дороги, обозначенных знаком 2.1 (см. приложение 1 к Правилам дорожного движения) и ближе 50 м от железнодорожных переездов.

    4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность водителей за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов.

    5. По ч. 3 данной статьи водители несут ответственность за остановку или стоянку транспортных средств на пешеходном переходе (за исключением вынужденной остановки), а равно за нарушение правил остановки и стоянки на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов.

    Пункт 12.2 Правил хотя и разрешает стоянку на тротуаре, но с условием, что это не будет препятствовать движению пешеходов. Под препятствием здесь следует понимать расположение транспортного средства на тротуаре, делающее невозможным проход пешеходов по тротуару и вынуждающее их выходить на проезжую часть дороги.

    6. В ч. 4 рассматриваемой статьи предусмотрена ответственность за нарушение правил остановки и стоянки, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле. Под препятствием здесь следует понимать создание ситуации, затрудняющей, а порой и прекращающей процесс бесперебойного движения других транспортных средств (стоянка посередине дороги, стоянка на выезде с прилегающей территории и т.п.). Остановка и стоянка в тоннеле запрещены Правилами дорожного движения.

    Судебная практика по статье 12.19 КоАП РФ:

    Решение Верховного суда: Постановление N 60-АД12-7 от 15.11.2012 Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Решение Верховного суда: Определение N 80-АПГ17-1 от 24.05.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

    Решение Верховного суда: Постановление N 34-АД13-1 от 20.05.2013 Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Решение Верховного суда: Определение N 37-АПГ16-6 от 16.11.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

    Решение Верховного суда: Определение N 57-АПГ16-8 от 01.03.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

    Решение Верховного суда: Определение N 45-АПГ17-3 от 31.05.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

    Решение Верховного суда: Постановление N 31-АД13-6 от 16.12.2013 Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Решение Верховного суда: Постановление N 8-АД13-3 от 12.04.2013 Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Решение Верховного суда: Определение N 11-АПГ17-5 от 24.05.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

    Решение Верховного суда: Постановление N 1-АД12-5 от 16.10.2012 Судебная коллегия по административным делам, надзор

    • Первая
    • «
    • Последняя


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *