Виды и типы социального контроля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды и типы социального контроля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Это обусловлено наличием конкурентной среды. Только качество может привлечь потребителя. Одним из важнейших направлений административной реформы в Российской Федерации является разработка и внедрение стандартов услуг, предоставляемых населению.

Контроль качества социальных услуг

Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам.

Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация — нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и требований к разработке продукции, т. е. это комплекс средств, устанавливающих соответствие стандартам.

Курсовая работа: Сущность и формы социального контроля

Административный вид проверки присущ повседневной деятельности руководителей разного уровня. Выполняя проверяющую функцию, они руководствуются совокупностью нормативно-правовых документов. Административное управление обеспечивает эффективность производства, слаженность работы подразделений. Однако, если руководитель один осуществляет управление всеми стадиями производства, то велика вероятность, что он не сможет уделить внимание всем цехам. Выполнение проверки работы у него займет много времени, а результат будет необъективным.

Различные общественные организации тоже могут иметь отношение к контролирующей и надзорной деятельности. Общественные организации являются внешними структурными подразделениями, круг полномочий которых определяется Уставом и нормативно-правовой документацией учреждения. Как правило, общественные организации специализируются на той или иной сфере деятельности, поэтому выполнение функций проверки здесь осуществляется на высоком уровне.

Особенностью группового контроля является то, что он рождается во внутренних взаимоотношениях участников коллектива при выполнении ими того или иного вида совместных работ. Он включает совместное планирование деятельности, распределение полномочий и ответственности. Во внутригрупповой работе это имеет большое значение для достижения конечного результата. Выполняя круг своих обязанностей, сотрудники оказывают воздействие на напарников, при необходимости поторапливают их или корректируют свою работу.

Выделяют формальный и неформальный групповой контроль. Формальная разновидность группового контроля реализуется посредством организации производственных совещаний, планерок, коллективных собраний. Неформальный групповой контроль выражается через общественное мнение и эмоциональный настрой участников группы.

В современной науке известно 2 способа осуществления общественного наблюдения: горизонтальный и вертикальный.

Вертикальные формы реализуются системой правоохранительных органов. Нарушители общественного порядка привлекаются к ответственности. Регуляция поведения в социуме средствами правоохранительных органов осуществляется сверху вниз. Краткий список этих надзорных уполномоченных органов, которые следят за порядком и определяют, какова будет мера ответственности за тот или иной проступок, выглядит так: полиция, суд, прокуратура. Основными их обязанностями являются оценка степени тяжести проступка или преступления и определение наказания за это деяние.

Социальный контроль в организации

В современном обществе существуют определенные люди — агенты, которые осуществляют социальный контроль. Эти люди прошли специальное обучение, чтобы правильно организовывать общество. Агенты социального контроля — это полицейские, врачи (психиатры), судьи, социальные работники. Они работают не на энтузиазме, а получают определенную плату за свой труд. Современное общество трудно представить без этих людей, так как они являются своеобразными гарантами ранее принятых указов, инструкций, законов и постановлений законодательной власти государства.

Социальный контроль на сегодняшний день не зиждется на принципе «так бабушка сказала», с потерей авторитета старших появились другие контролирующие методы, которые определяет государство. На данный момент общество организовывается институтами. Эти институты разнообразны:

  • милиция;
  • прокуратура;
  • места лишения свободы;
  • средства массовой информации;
  • школа;
  • социальные службы.

Эти органы уполномочены государством сохранять, регулировать и совершенствовать общественный порядок за счет применения карающих или воспитательных методов к конкретным людям. Естественно, все эти методы используются строго по инструкции вышестоящих органов. Если человек или группа людей не прислушиваются к рекомендациям или постановлениям агентов социального контроля, к ним применяются санкции: уголовное наказание, дисциплинарная или административная ответственность.

Социальный контроль — это совокупность средств, с помощью которых общество или социальная общность (группа) обеспечивает соответствующее принятым нормам (моральным, правовым, эстетическим и др.) поведение своих членов, а также предотвращает девиантные поступки, наказывает девиантов или исправляет их.

Основные средства социального контроля заключаются в следующем:

1. Социализация, обеспечивающая восприятие, усвоение и выполнение индивидом принятых в обществе социальных норм.

2. Воспитание — процесс систематического воздействия на социальное развитие личности в целях формирования у нее потребности и привычки соблюдать господствующие в обществе нормы.

3. Групповое давление, свойственное любой социальной группе и выражающееся в том, что каждый индивид, входящий в группу, должен выполнять определенный набор исходящих от группы требований и предписаний, соответствующих принятым в ней нормам.

4. Принуждение — применение определенных санкций (угроза, наказание и т.п.), понуждающих индивидов и их группы выполнять предписываемые обществом (общностью) нормы и правила поведения.

Среди методов социального контроля наиболее употребимыми, как установил Т. Парсонс, являются:

1. Изоляция, т.е. отлучение девианта от других людей (например, заключение в тюрьму).

2. Обособление — ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества (например, подписка о невыезде, домашний арест, помещение в психиатрическую больницу).

3. Реабилитация, т.е. подготовка девиантов к нормальной жизни (например, в группах анонимных алкоголиков).

Социальный контроль над девиацией подразделяется на два основных вида. Неформальный социальный контроль включает в себя социальное поощрение, наказание, убеждение или переоценку существующих норм, замену их новыми нормами, более соответствующими изменившимся социальным установлениям. Формальный контроль осуществляется специально созданными обществом социальными институтами и организациями. Среди них основную роль играют милиция, прокуратура, суд, тюрьма.

Социальный контроль, при всем разнообразии средств, методов и видов, призван руководствоваться в демократическом обществе несколькими основополагающими принципами.

Во-первых, реализация функционирующих в обществе правовых и иных норм должна стимулировать социально полезное поведение и предотвращать общественно вредные, а тем более социально опасные поступки.

Во-вторых, санкции должны соответствовать тяжести и социальной опасности содеянного, не закрывая ни в коем случае пути к социальной реабилитации индивида.

В-третьих, какая бы санкция ни применялась по отношению к девианту, она ни в коем случае не должна унижать достоинство личности, следует соединять принуждение с убеждением, воспитывать у индивидов, допустивших отклоняющееся поведение, позитивное отношение к закону, к нравственным нормам общества.

Таким образом, социальный контроль — это специфическая деятельность, направленная на поддержание поведения индивида, группы или общества в соответствии с принятыми нормами посредством социального воздействия.

Такая деятельность носит надстроечный характер, но объективно неизбежна для организации жизнедеятельности общества, в частности производства (она непосредственно не создает продукт, но без нее в конечном итоге этот продукт был бы невозможен).

Конкретными функциями социального контроля в сфере труда являются:

Персонал – движущая сила компании. Репутация и успешность бренда во многом зависит именно от сотрудников. Важна их квалификация, коммуникационные навыки, креатив, скорость мышления, целеустремленность, стрессоустойчивость, умение разрешать конфликты. Но какими бы талантливыми ни были специалисты, они нуждаются в координации действий. Ее обеспечивает руководство.

Читайте также:  Учимся определять воинские звания по погонам!

Контроль необходим в абсолютно любой сфере, где ставятся какие-либо задачи. Главное условие реализации – систематичность и отсутствие чрезмерности. Лучше всего разработать полноценную систему, ориентированную на выполнение регламента, планов и достижение ключевых показателей эффективности (KPI).

Управленческий контроль подразумевает сравнение текущего положения дел с заранее разработанным идеальным планом, сопровождение и направление бизнес-процессов.

Существует несколько видов управленческого контроля:

  1. Предварительный – этап постановки задач.
  2. Текущий – координация деятельности по ходу выполнения плана.
  3. Итоговый – оценка результатов.

На первом этапе рассчитывается оптимальное количество человеческих и материальных ресурсов, необходимых для выполнения конкретной задачи. Оценивается готовность компании к реализации плана и уровень понимания основных требований среди персонала.

На втором этапе контролируется соблюдение сроков и достижение запланированных показателей. При выявлении отклонений от плана оперативно вносятся нужные корректировки.

Последний шаг – подведение итогов. Достигнутые показатели сравниваются с прогнозами и планами, выполняется анализ обнаруженных проблем.

Эффективность работы в компании нужно оценивать по конкретным критериям. Они могут отличаться в зависимости от специфики должности и отдела, категории персонала, особенностей бизнес-процессов. Эти критерии вносятся в планы, которые являются ориентиром для последующего управления персоналом.

Ключевые показатели эффективности:

  • количество – объем нормы, сверхнормативная выработка, дополнительные задачи и поручения;
  • качество – отсутствие ошибок и жалоб клиентов, соответствие установленным регламентам, должностным инструкциям;
  • сроки – продолжительность выполнения задач (в срок, досрочно, позже положенного времени).

Выполнить поставленные задачи качественно, в рамках заданных сроков и сверхнормативных объемов довольно сложно. Поэтому руководство обычно выделяет приоритетный показатель, учитывая текущий уровень загруженности сотрудников, вес и значимость каждой функции. Иногда применяется усредненная величина оценки, выраженная в процентном соотношении суммы различных KPI.

Контролировать персонал необходимо постоянно и открыто, с дополнительной мотивацией и обратной связью между начальником и подчиненным. При этом одновременно с нормированием труда по KPI стоит использовать комплекс информационных, организационных и технических методов.

Банальный, но довольно эффективный метод координации – короткие встречи длительностью до 60 минут. Проводить их можно ежедневно, еженедельно или ежемесячно.

Потенциальная тематика встреч:

  • распределение нагрузки и задач;
  • мозговые штурмы;
  • озвучивание фактического положения дел в компании;
  • мотивационные и обучающие беседы;
  • подведение итогов отчетного периода по выполнению плана, KPI, отделам и сотрудникам;
  • обсуждение проблем и путей их решения.

Планерки проводятся в онлайн или в офлайн режиме.

Социальный контроль – это механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации, институты) обеспечивают соблюдение установленных норм поведения. Он регулирует отношения отдельных индивидов и групп, необходим для упорядоченного функционирования и развития общества.

Социальный контроль охватывает все сферы деятельности человека. Его структуру образуют регуляторы:

  • эспектации – социальные ожидания, требования соблюдения соответствующего поведения;
  • нормы – образцы поведения;
  • санкции – оперативные меры и средства, выработанные социальной группой для управления поведением человека.

Социальный контроль является частью общего процесса социализации, правила социального поведения индивиду задает общество и социальное окружение. Упорядоченное взаимодействие индивидов с обществом осуществляется посредством социально-нормативного и правового регулирования.

Основные разновидности социального контроля.

Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

В социальный контроль входят:

· экспектации – ожидания окружающих по отношению к данному человеку;

· социальные нормы – образцы, предписывающие то, что люди должны делать в конкретных ситуациях.;

· социальная санкция – мера воздействия.

Формы социального контроля – способы регулирования жизнедеятельности человека в обществе, обусловленые различными общественными процессами.

Наиболее распространенные формы социального контроля:

v закон – совокупность нормативных актов, обладающих юридической силой;

v табу– система запретов на совершение каких-либо действий;

v обычаи – способы поведения людей, распространенные в данном обществе;

v традиции – такие обычаи, которые сложились исторически в связи с культурой данного этноса;

v мораль – обычаи, связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе;

v нравы – обычаи, характеризующие формы поведения людей в том или ином социальном слое;

v манеры – совокупность привычек поведения данного человека или социальной группы;

v привычка – неосознаваемое действие, имеющее автоматизированный характер;

v этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Социальные нормы – это установленные эталоны поведения с точки зрения общества и конкретных социальных групп.

Большинство социальных норм – это неписаные правила.

Признаки социальных норм:

1) общезначимость;

2) возможность применения санкций (наград или наказаний);

3) наличие субъективной стороны (свобода выполнения норм);

4) взаимозависимость (системы норм, регулирующие действия людей);

5) масштабность делится на социальную (обычаи, традиции, законы) и групповую (нравы, манеры, привычки).

Социальная санкция – мера воздействия, важнейшее средство социального контроля.

Виды санкций : негативные и позитивные, формальные и неформальные.

Негативные санкции направлены против человека, отступившего от социальных норм.

Позитивные санкции направлены на поддержку и одобрение человека, который следует данным нормам.

Формальные санкции налагаются официальным, общественным или государственным органом или их представителем.

Неформальные предполагают обычно реакцию членов группы, друзей, сослуживцев, родственников и т.

Позитивные санкции обычно влиятельнее негативных. Сила воздействия санкций зависит от многих обстоятельств, самым важным из которых выступает согласие по поводу их применения.

Понятие социальной девиации.

Социальная девиация — социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).

Причины возникновения девиантного поведения

· Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм.

· В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.

· отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось

Виды социальных отклонений

Культурные и психические отклонения.

Если методы социализации не срабатывают — приходится применять такие виды и методы социального контроля, как принуждение. Если отдельный человек не желает добровольно подчиняться, общество его принуждает это сделать насильственным образом. К принуждению относятся основные виды социального контроля, которые описаны в нормах каждого государства, исходя из его норм и законов. Принуждение может быть локальным, предупредительным, например на месте работы, с использованием основных законов государства. Также оно может осуществляться сразу же без предупреждения, с применением жестких форм влияния на человека. Таким принудительным видом социального контроля является психологическое воздействие на индивида через психиатрические клиники с применением медикаментозного лечения.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Читайте также:  Как узаконить перепланировку в квартире в 2023 году

Контроль работы сотрудников важен как для владельца компании, так и для персонала. Какие плюсы получит руководство? Лояльное отношение работников, повышенную результативность труда, эффективную команду. В свою очередь сотрудники также заметят улучшения: фирма станет расти, заработная плата будет стабильной, специалист поймет, что от него требует начальство, по каким правилам нужно работать, станет более мотивированным.

Необходимо, чтобы все понимали, что контроль работы сотрудников выгоден обеим сторонам. Премиальные выплаты за то, что план продаж превышен, установка специальных шпионских программ на ПК работников – все это необходимо для процветания компании и эффективной работы сотрудников.

Работники должны быть уведомлены о том, что вы отслеживаете их передвижение с помощью GPS либо видеокамер. Кроме того, они обязаны осознавать, что данная мера принята не для наказания, унижения или лишения денежных выплат, но для улучшения работы фирмы. В противном случае, если сотрудники не будут выполнять договоренности, компания не сможет эффективно функционировать.

Чтобы стало понятнее, рассмотрим, какую конкретно выгоду получит руководство и работники фирмы, если внедрить контроль работы сотрудников.

В некоторых ситуациях в компании возникают проблемы не потому, что руководитель не контролирует работу персонала, но по причине слишком активной слежки. На первый взгляд может показаться, что все сделано правильно, однако в реальности же контроль не помогает развивать процессы и улучшать результат. Причина кроется в том, что отслеживается каждый шаг специалистов. Почему контроль становится чрезмерным? Причины могут быть следующие:

1. Персонал нарушает договоренности. В этом случае руководитель должен понять, почему так происходит. Не нужно сразу обвинять работников в безответственности. Сначала следует исключить очевидные причины нарушения договоренностей:

  • Начальник сам нарушает установленные правила. В большинстве случаев подчиненные действуют точно так же, как и руководство. Если вы время от времени забываете о данных обещаниях, не удивляйтесь, если сотрудники поступят так же.
  • В организации не принято соблюдать договоренности. Здесь очень важно, насколько развита корпоративная культура. Специалист должен понимать, что следует предупредить начальника, если он осознал невозможность выполнения договоренностей. Кроме того, к нарушителям должны быть применены жесткие меры.

Понятие и организация контроля в государственном управлении

Специфика управления и контроля в сфере государственной службы определяется целями, методикой анализа результативности, контрольной деятельностью, распределением ответственности и созданием условий, способствующих выполнению поставленных задач.

Контроль – это аналитическая функция управления, которая представляет собой осуществляемый субъектом управления комплекс мер наблюдения за подготовкой, принятием и ходом реализации управленческих решений, а также проверки фактического состояния государственной организации. Посредством контроля в сфере государственного управления достигается надежная обратная связь, которая позволяет выявлять результаты воздействия управляющего объекта на управляемый, допущенные отклонения от управленческих решений, а также принципов организации и регулирования. Выявляя отклонения и их причины, контроль позволяет определить пути достижения целей и исправления допущенных просчетов или нарушений в работе контролируемой организации.

Развитие науки и практики управления способствовало формированию в государственном управлении гибкой и надежной системы контроля, которая пронизывает все уровни власти.

Место контроля в системе государственного управления

Специфика управления в сфере государственной службы заключается в целях, методике анализа результативности, контроле, распределению ответственности и созданию условий, способствующих выполнению поставленных задач. Функции управления в государственной службе основаны на их внутренней специфике и их реализация отличается от традиционных промышленных и коммерческих организаций.

  1. Планирование и прогноз. В рамках государственного и муниципального управления данные функции основаны на имеющихся целях, которые определены вышестоящими государственными органами. Фактические цели определяются населением страны, которое, совершая демократический выбор, через своих представителей определяет развитие всех сфер, касающихся граждан государства, начиная от социально-экономических направлений, заканчивая международными отношениями.
  2. Организация управления. Следует учитывать, что государственная служба, как базовый инструмент управления развитием государства, отличается более строгой и глубокой иерархией, каждому уровню из которой присущи конкретные управленческие процедуры. В связи с этим государственной службе присуща распределенная структура обязанностей, а организация управления не имеет мажоритарной исполнительной ветви. В результате, вне зависимости от степени либеральности или консервативности проводимой политики государственная служба имеет особый административно-бюрократический стиль управления, который аналогичен управлению в крупных промышленных компаниях.
  3. Мотивация. Факторы мотивации сотрудников преимущественно сосредоточены в сфере нематериального стимулирования, в меньшей степени включая инструменты денежного вознаграждения за работу.
  4. Контроль. Контролирующая функция и оценка результативности в государственной службе основываются на осуществлении вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми как непосредственно, так и на основе данных из средств массовой информации, а также с помощью общественных организаций. В результате, функция контроля в государственной службе имеет более объемлющую природу, нежели в традиционных промышленных и коммерческих организациях.

Оценка результативности и контроль в государственном управлении имеют более объемлющую природу, нежели в традиционных промышленных и коммерческих организациях.

Следует отметить, что специфические черты контроля исполнения управленческих решений в государственном управлении, сосредоточены в рамках устанавливаемых требований и принципов, которые относятся непосредственно к реализации контроля в органах государственного и муниципального управления. В связи с этим можно говорить о преобладании в данной сфере четких инструкций, основанных на фундаментальных принципах, чем использовании дифференцированных подходов к отдельным аспектам, по отношению к которым реализуется контрольная функция.

В целом контроль в государственном управлении основывается на общих и частных принципах реализации контрольной функции исполнения распоряжений государственных и муниципальных органов, из которых следует конкретное, объективное и четкое требование, которым следует руководствоваться при осуществлении контроля в рамках государственной службы.

К общим принципам контроля в органах государственного и муниципального управления относится:

  • массовость контроля;
  • всесторонность контроля;
  • реальность контроля;
  • объективность контроля;
  • результативность контроля;
  • гласность контроля.

Рассматривая данные принципы, можно судить о том, что общие принципы контроля отражают социально-политические аспекты его непосредственного осуществления.

К частным методам контроля в органах государственного и муниципального управления относятся:

  • анализ документов, характеризующих объект контроля: планы работы, отчеты об исполнении этих планов, принятые решения т.п.;
  • непосредственное изучение объекта контроля на месте, посредством бесед с должностными лицами и служащими;
  • заслушивание отчетов должностных лиц на заседаниях коллегии органа управления;
  • периодическая аттестация служащих на соответствие занимаемым должностям.

Регулирование и контроль в системе социальной работы

В условиях становления рыночной экономики задача по реализации контроля возлагается на плечи потребителей товаров и услуг. Именно от их активности и заинтересованности зависит спрос на ту или иную продукцию, а значит, и предложение. Правило «невидимой руки» рынка остается актуальным. Производители выпускают на рынок ту продукцию, которая нужна потребителю. Так получается взаимная выгода. Производителю – прибыль, потребителю – продукт.

Механизмы контроля в экономике: экспертиза качества товара, закон «О защите прав потребителей», организации, призванные защищать потребителя (Роспотребнадзор).

В духовной среде механизмами социального контроля выступают сами религиозные учения, организации, их проповедующие, положения священных писаний. В различные периоды существования человечества церковь меняла уровень своего влияния.

Так, в первобытном обществе, жизнь общества была полностью подчинена языческим воззрениям, благодаря чему сложились первые обычаи, исполняемые всеми членами социума. В эпоху Средневековья, когда произошло становление крупнейших мировых религий, на жизнь европейского сообщества решающее влияние стала оказывать христианская церковь. Ее власть практически не имела границ: духовенство обогащалось за счет взимания налогов и продажи индульгенций, а короли постепенно теряли свой авторитет, проигрывая Папе Римскому.

Читайте также:  Росгосстрах выплаты по ОСАГО в 2023 году

Сегодня в России, как и во многих других государствах, закреплен светский характер взаимоотношений церкви и официальной власти. Ни одна из религий не может провозглашаться государственной, каждый имеет право на свободный выбор веры. Тем не менее, влияние церкви на жизнь общества по-прежнему велико, но сдерживание индивидов от девиаций здесь происходит лишь с позиции нравственности. Использовать меры принуждения, как это было в Средние века, духовные структуры не могут.

Предполагает наличие разработанной системы наказаний и мер принуждения, которые применяются к нарушителям общественного порядка. Реализуют эти меры правоохранительные органы. В России это полиция, прокуратура, Федеральная служба исполнения наказаний, судебные приставы, Следственный комитет, ФСБ и другие инстанции, наделенные широкими полномочиями. Деятельность правоохранительных органов жестко регламентирована законом, а поведение сотрудников должно укладываться в рамки современного законодательства. Решения по конкретным нарушениям они принимают в соответствии с нормами права.

Даже недостаточный уровень правовой культуры общества в целом обеспечивает воздержание от запрещенных действий большинства индивидов из-за боязни наказания.

Проявляется в выражении одобрения или порицания поступков отдельных субъектов другими членами социума. Зачастую контроль осуществляется ближайшими родственниками или друзьями, коллегами, соседями, знакомыми. Важную роль также играет сформированное силами СМИ общественное мнение.

Несмотря на то, что формальные санкции к индивиду не могут быть применены, его действие может вызвать осуждение со стороны окружающих. Это может испортить репутацию человека и отношения с другими людьми, вызвать муки совести, что демонстрирует связь с самоконтролем личности. Среди неформальных мер могут быть: похвала или замечание, выговор или благодарность.

Введение.

Глава I. Теоретические основы социального контроля.

§ 1. Развитие представлений о социальном управлении и контроле.

§2. Социальное управление в современном обществе.

§ 3. Природа и сущность социального контроля.

§ 4. Социальный контроль в структуре социального управления.

Глава II. Особенности социального контроля.

§ I. Субъекты и объекты социального контроля.

§2. Виды и направленность социального контроля.

§ 3. Методы социального контроля.

§4. Формы и развитие социального контроля.

Данный термин включает в себя целенаправленное влияние на поведение конкретного индивида, с целью приведения его действий к социальной норме. Осуществляется контроль посредством нормативного регулирования (законодательного утверждения правил поведения с указанием санкций). Нормативное регулирование обеспечивается кодексами (уголовным, гражданским, административными т.д.).

Контроль в обществе относится к упорядоченному категоричному способу саморегуляции всей жизни общества, использующий целостное взаимодействие личности, группы и социума. Социальный контроль не является однобоким понятием. Любая личность, группа, социум способны влиять на него, и менять силу его характера.

Виды внешнего социального контроля

Внешний самоконтроль – это совокупность общественных институтов и механизмов, гарантирующих выполнение социальных норм и правил. Существует два типа внешнего контроля — формальный и неформальный.

Основывается он на четко прописанных законах, постановлениях, указах и инструкциях. К формальному контролю также относится преобладающая в обществе идеология. Когда говорят о формальном общественном контроле, подразумевают, прежде всего, действия, направленные на уважение всеми без исключения людьми верховенства закона и общественного порядка. Подобный контроль особо эффективен и необходим в больших социальных группах, какой является государство. За нарушение социальных норм при формальном контроле следует наказание, являющееся весомым для провинившегося. Наказание установлено уголовным, административным и гражданским законодательством.

Неформальный социальный контроль, строится на одобрении или осуждении родственниками и близкими, друзьями и товарищами, коллегами, знакомыми того или иного поступка личности. Данный контроль выражается через сложившиеся в обществе традиции и обычаи. Агентами этого типа контроля являются такие общественные институты как семья, школа, рабочий коллектив, то есть малые общественные группы. При нарушении принятых социальных норм следует слабое наказание. Такими наказаниями могут стать неодобрение, общественное порицание, потеря доверия или уважения в соответствующей социальной группе.

В социальных науках администрацией принято называть любую крупномасштабную организацию профессиональных служащих, чья основная обязанность состоит в том, чтобы реализовывать политику тех, кто принимает решения. Администрация – это рациональная система или организованная структура, предназначенная для квалифицированного и эффективного исполнения общественной политики и имеющая достаточно строгую иерархию власти.
В узком смысле администрированиеозначаетпрофессиональную деятельность чиновников, направленную на осуществление решений руководства.
В широком смысле администрирование – это не только профессиональная деятельность чиновников, но и вся система административных институтов с достаточно строгой иерархией.
В процессе административного управления совершаются такие управленческие действия: предвидеть, прогнозировать, анализировать, планировать, решать, организовывать (разрабатывать и внедрять) приказывать, давать указания, ставить задачи, координировать, контролировать.
Врамкахадминистративногоуправлениялюдирассматриваются, как объекты и субъекты управления, которые должны делать то, что предписано правилами. Административное управление не рассматривает человека, как личность.
Таким образом, администрирование – это, с одной стороны, процесс осуществления административного управления, а с другой стороны, это совокупность методов, которые используются при административном управлении. Для эффективного менеджмента организациейнеобходимособлюдатьбалансмеждуадминистративным управлением и социально-психологическим управлением.
Часто понятие «администрирования» связывается с государственной службой и понятием «бюрократии», суть которых подробно описывается в работе С.Н. Паркинсона «Законы Паркинсона», где в сатирической форме описываются некоторые закономерности работы государственных учреждений. Впрочем, многие из отмеченных автором закономерностей впоследствии были научно подтверждены статистическими методами [35].

Любая процедура контроля состоит из трех этапов; выработка стандартов и критериев; сопоставление с ними реальных результатов; принятие необходимых корректирующих действий.

Менеджер должен уметь реализовывать на каждом этапе комплекс различных мер.

Выработка или установление стандартов и критериев. Это — первый этап контроля, показывающий, насколько близки функции контроля и планирования. М.Мескон, М.Альберт и Ф.Хедоури определяют стандарты как конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации. Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, характеризуются наличием временных рамок и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы. Для первого, этапа важно определить показатель результативности, точно определяющий то, что должно быть получено, чтобы поставленная» цель считалась достигнутой. Такие показатели позволяют менеджеру сопоставить фактически выполненную работу с плановой. Отметим, что цели могут выражаться в количественных показателях (прибыль, объем продаж, стоимость ресурсов) или в численном виде косвенно (количество увольнений). Однако менеджер должен не только уметь определять количественные показатели; но и отделять симптомы от истинных причин при косвенных проявлениях. Необходимо знать, что руководство не может эффективно осуществлять контроль без показателя результативности какого-либо типа.

Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами. Это второй этап контроля, На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. Необходимо определить, насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов.

М.Мескон, А.Альберт и Ф.Хедоури рассматривают четыре последовательные стадии процесса сопоставления достигнутых результаатов с установленными стандартами.

Первой стадией этого этапа является определение масштаба допустимых отклонений и принцип исключения. Определение; масштаба допустимых отклонений — кардинально важный вопрос. Если взят слишком большой масштаб, то возникающие проблемы могут приобрести грозные очертания, Но если масштаб взят слишком маленький, организация будет реагировать на очень небольшие отклонения, что весьма разорительно и требует много времени. Такая система контроля может парализовать и дезорганизовать работу организации и будет скорее препятствовать, чем помогать достижению целей организации. В подобных ситуациях достигается высокая степень контроля, но сам процесс контроля становится неэффективным.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *